Упражнения на внимание. Игровая профилактика галерочных настроений
- Автор / организация: Букатов В., д.п.н., Ершова А., к.п.н.
- 21 октября 2008 года Кто добавил: Фомина Елена Юрьевна Просмотров: 1789
- Темы: Технологии управления, Школьная среда
- Тип: Пособие, руководство, сценарий
Злополучная дисциплина… Те, кому не поступать в вуз, вдруг начинают мешать процессу обучения тех, кому поступать. А внимание учителя к кому-то одному оборачивается потерей контроля над остальными. Что делать? Прибегнуть к режиссерской неотложке.
Злополучная дисциплина… Те, кому не поступать в вуз, вдруг начинают мешать процессу обучения тех, кому поступать. А внимание учителя к кому-то одному оборачивается потерей контроля над остальными. Что делать? Призывать к сознательности? Припугнуть двойкой или родителями?
Каждый учитель, конечно, как-то решает проблему рухнувшей дисциплины, и вежливая тишина худо-бедно воцаряется на уроке. И – тишь да гладь. До следующего раза.
Кому прискучило входить в одну и ту же мутную реку и портить нервы, мы предлагаем заняться созданием рабочего настроя. Но не для избранных, а для всего класса в целом. Как? С помощью режиссерской неотложки. Уверены, что в критической ситуации (и не только на уроках, но и на классных часах) наша неотложка окажет (подскажет) вам и вашим ученикам первую помощь.
Тогда, глядишь, число серьезно интересующихся происходящим в классе увеличится, а число выпадающих из работы шалтай-болтаев сократится. И необходимость контролировать всех и вся окажется мнимой.
Предлагаемые упражнения проводятся на уроке или классном часе как универсальное подспорье в налаживании дисциплины. Упражнения-разминки замечательно переключают внимание учеников в начале всякого нового дела или при очередной смене заданий. (Эти и другие игровые приемы, задания и упражнения вы найдете в «Хрестоматии игровых приемов обучения», Библиотека «Первого сентября», 2002.)
Эстафеты-разминки
Самая простая эстафета: ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме – так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Условия элементарные, эффект стабильный. Попробуйте, не разочаруетесь!
Порядок вставания можно менять – по рядам, от парты к парте; змейкой, через два человека; одновременно по одному с каждого ряда (двойная эстафета); по алфавиту. Главное в задании – не подталкивать следующего локтем, не выкрикивать его имя, одним словом, не вмешиваться в работу другого человека. Если же это произошло, ведущему ничего не остается, как тут же остановить эстафету (уговор дороже денег!) и начать ее заново. Вставание можно заменить передачей хлопков.
Комментарий
В эстафетах тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Это коллективное упражнение, в котором у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это «вовремя» и является основной трудностью: ведь от каждого из участников требуется верно определить момент, когда ему самому нужно встать или сесть, а от остальных – не вмешиваться в работу каждого, а терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.
Терпеливое отношение друг к другу в таком простом задании оказывается совсем не простым делом для участников. Особенно полезно оно для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушать, уступить, дождаться.
Когда на занятиях жизнь учеников и учителя протекает в игровом стиле, то возникает возможность вести опросы не по журналу или поднятым рукам, а по эстафете. Знаменитая московская учительница Л.К. Филякина пользовалась таким усовершенствованием отвечающей цепочки. Если при ответе ученик ошибся, то он продолжает стоять, хотя цепочка движется дальше, то есть на каждый прозвучавший в классе вопрос поднимается и отвечает ученик со следующим по порядку номером. У того же, кто стоит, есть право вклиниться, то есть ответить вне очереди. И если этот ответ будет верным, то он садится.
Таким образом, у каждого ученика появлялась возможность найти такие вопросы, на которые он может верно ответить. Подобный опыт потом поможет ему верно ориентироваться и в более сложных ситуациях.
Помните, что в случае возникновения нерабочего шума (бедлама на уроке или, напротив, сонного царства), чем проще вы дадите задание для эстафеты – тем лучше. Можно, конечно, привязать эстафету к нуждам урока (например, каждый выбегающий из ряда должен написать на доске формулу по физике). Но будьте осторожны! Из-за дидактичности задания может существенно снизиться мобилизация.
Дружное эхо
Условие: класс отвечает на хлопки ведущего (учителя или одноклассника) дружным эхом.
Например, на один хлопок преподавателя класс обычно отзывается рикошетом хлопков. Дружным же хлопком удается ответить только в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздается упругий, без рикошета, хлопок всего класса.
Ведущий может задавать серию хлопков, меняя их количество и ритмический рисунок. Хлопки могут быть заменены на щелчки, чечетку, посвистывание или даже на произнесение каких-то слов (например, междометий или слов-исключений из правила).
Вариант «Дружное эхо по половинкам». Сидящий за партами класс делится на две части (проведите мысленно черту поперек рядов, чтобы разделить класс пополам или вдоль среднего ряда – вот и две команды!). Одна половина – судит, другая – работает эхом. Учителю же главное – быстро менять роли между командами. Тогда темп упражнения-разминки трансформируется в ритм.
Времени на подобный вариант уходит не более одной минуты (при 4–5 переменах ролей), а зарядки бодрости хватает надолго.
Комментарий
Подчас единого хлопка не получается, потому что часть учеников настроена только на учителя и старается хлопнуть в ладоши одновременно с ним, забывая о том, что эхо должно быть «дружным». Выпадающей из работы галерки не будет, если все ученики настроены друг на друга.
Варианты усложнений: отбивание ведущим серии хлопков (3–6) в определенном ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притоптыванием.
Предположим, класс после непродолжительных тренировок на нескольких занятиях научился дружно отхлопывать заданный ритм и делает это с явным удовольствием. Учитель, видя, что задание «Эхо» становится слишком легким – что грозит в недалеком будущем потерей у играющих интереса, – неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза.
В классе – замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и уже хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали. Дружное эхо рассыпалось.
Оказывается, достаточно было ученикам повернуться и сделать один-два шага, как прежний навык открытости и готовности со всеми вместе дружно работать развеивается, как мираж. Участники, понимая это, начинают с энтузиазмом восстанавливать исчезнувшую сплоченность, надеясь на больший запас прочности своей внутренней установки. А у надежды, которая рождается в игровой деятельности и подкрепляется ею, шансы стать реальностью увеличиваются.
Варианты «Эха» можно использовать на разных предметах и в разные моменты урока. Но продолжительность подобной зарядки-разминки не должна быть большой, иначе игровой характер незаметно для педагога (но заметно для детей) перейдет в свою противоположность – педагогическую муштру. И тогда галерки начнут возникать во многих местах и в геометрической прогрессии.
Кто меня слышит
В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а наоборот, очень тихо, себе под нос учитель говорит почти что шепотом: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит... поднимите левую руку». Некоторые ученики наверняка начнут прислушиваться.
А учитель продолжает: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит... погладьте себя по плечу». Несколько рук мелькают в воздухе, появляются улыбки.
«Кто-о меня-я слы-ы-ышит... – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, – постучите по столу три раза». Раздается рикошет легких постукиваний, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
«Кто-о меня-я слы-ы-ышит... дотроньтесь правой рукой до правого плеча соседа».
«Кто-о меня-я слы-ы-ышит... встаньте». Все дружно встают. В классе идеальная тишина: муха пролетит – слышно будет.
«Кто-о меня-я слы-ы-ышит... сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Все собранны.
Чуть повысив голос (но по-прежнему не напрягая его), учитель продолжает вести урок.
Комментарий
Как уже отмечалось, этот игровой прием был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада.Но наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками. При условии неожиданных и разнообразных заданий-движений (почесать нос, погладить себя по голове, послать воздушный поцелуй, залезть под парту и т.п.). Конечно, в первый раз начинать нужно с простенького, а уж потом вовсю поддавать игрового жару!
Руки-ноги
На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.
Комментарий
Упражнение очень эффективно собирает внимание, ощутимо меняя мобилизованность каждого из участников. Справляется тот, кто способен четко подчиняться нехитрым командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.
Условия советуем объяснять предельно кратко: «Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть» – после чего учитель тут же подает сигналы.
Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учеников уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.
«Руки-ноги» можно выполнять, поделив класс на две команды: одна работает, другая судит.
Встать «по пальцам»
Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (а лучше отвернувшись), задает классу число, выбрасывая над головой соответствующее количество пальцев.
Затем он произносит: «Раз-два-три! Замри!» – и открывает глаза (поворачивается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев было им предъявлено.
Во время выполнения игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество стоящих меньше заданного – то вскочить самому; если же больше (а он сам при этом стоит), то мгновенно сесть.
На доске ведется игровой счет: если число стоящих верное – очко присуждается классу, если оно больше или меньше заданного – учителю.
Комментарий
Изюминка этого упражнения – в своеобразной азартной мобилизации всех участников до единого. Она выражается в готовности каждого либо немедленно вскочить, либо сидеть, не шелохнувшись.
Каждый внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Ведь участники не знают, кто именно будет вставшим и сколько их будет. Готовность каждого встать (если стоящих не хватает) или сразу же сесть (если их больше, чем нужно) эффективно влияет на общий рабочий настрой учеников на уроке.
Нередко в группе оказываются два-три ученика, которые встают каждый кон (ваньки-встаньки), и пять-шесть, которые, наоборот, всегда оказываются сидящими (сони). Для преодоления такого расклада можно предложить следующее: слишком активных отсадить в отдельную команду судей, которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!» или создать отдельную подгруппу из неактивных и играть в две команды.
Один из секретов проведения любого варианта этого упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Его азарт зажигает и учеников. И что бы ни предложил учитель, они уже готовы к тому, что и это окажется в конце концов интересным.
Выходные данные
Вячеслав Букатов, д.п.н.; Александра Ершова, к.п.н.Газета "Классное руководство и воспитание школьников", № 2/2008. Сайт газеты "Первое сентября", http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200800208.