Как оценить ученика? Размышления о принципах оценивания

Как оценить ученика? – вопрос непростой и двойственный. Двойственный, потому что, с одной стороны, необходимы объективность и строгость, а с другой – нежелание ранить, пусть даже заслуженно, наказать ребенка. Возникает дилемма – справедливо наказать или незаслуженно уберечь от «удара».

Как оценить ученика? – вопрос непростой и двойственный. Двойственный, потому что, с одной стороны, необходимы объективность и строгость, а с другой – нежелание ранить, пусть даже заслуженно, наказать ребенка. Возникает дилемма – справедливо наказать или незаслуженно уберечь от «удара».

На мой взгляд, оценка ученика складывается из двух составляющих: объективность учителя плюс реальные знания учащегося. Назовем их объективными факторами. Но если есть факторы объективные, то должны существовать факторы и необъективные. Это – склад характера, способности, усилия и желание (или нежелание) учиться учащегося, а также личное отношение к нему учителя. И именно из-за этих двух факторов бывает сложно объективно и справедливо поставить оценку.

Я предлагаю отойти от самого вопроса и попытаться разобраться, что же такое вообще за явление – оценка?

Несомненно, оценка – это индикатор знаний, способностей и желания учиться (что немаловажно) учащегося и отношения к нему учителя (один из необъективных факторов). Оценкой преподаватель выказывает свое одобрение или неодобрение (недовольство) поведением, усилиями и знаниями ученика учащегося. В свою очередь для ученика оценка – это определенный стимул, положительный или отрицательный, для дальнейшего развития и прогресса, либо же наоборот, мощный тормоз на его интеллектуальном пути.

Оценка может иметь и эмоциональную окраску – это так называемые «пять с плюсом», «четыре с минусом», записи в дневнике «молодец», например, и т.д. и т.п. Как оценивать эти явления в педагогической практике? Рассматривать ли это как отступление от объективности, которая так важна в преподавании, или же это позволительный дополнительный стимул для ученика? Ведь это эмоции!

Оценка должна быть справедливой и объективной. Но где эта тонкая грань между справедливостью и несправедливостью, между объективностью и равнодушием? Профессию учителя можно сравнить с работой хирурга или строителя. Учитель словно врач помогает ребенку «родиться» как личности, как хирург устраняет все «неполадки» в ребенке, и работа эта буквально филигранная, т.к. если врач работает с телом, то учитель -  с психикой, душой ребенка. Учитель подобно строителю, кирпичик за кирпичиком, вкладывает в ребенка частичку добра, искорку радости, света. Словно садовник он ухаживает за своими «цветами» - детьми. Поэтому так важно для учителя правильно, справедливо, без излишнего формализма и строгости оценивать способности и знания ребенка. Важно чтобы низкая оценка стала не наказанием, а дополнительным стимулом, а высокая не стала поводом к «умственному расслаблению» или временной паузой в учебном процессе.

Я преподаю русский язык и литературу. Конечно, есть определённые критерии для выставления оценок, их и нужно придерживаться, но…

К примеру, литература. 11 класс, тема интересная и довольно сложная «Новые имена в литературе». Одна из учащихся  прочитала повесть Г.Бакланова «Непорочное зачатие», комментирует её в классе, анализирует её. Важно и то, что она прочитала произведение, и то, что разобралась  в идее. И заслуженно получает «5». Другой, услышав комментарий, ВСТУПАЕТ с ней В ПОЛЕМИКУ, и высказывает свою точку зрения на идею, на позицию автора данного произведения. Какую оценку он заслужил? «5»! А третий говорит, что литература для него второсортный предмет и ничего, кроме информатики его не интересует. А вот портить его аттестат «2» за неподготовленный не годится, в конце урока и у него письменный ответ на предложенный проблемный вопрос по теме урока готов ( и ошибок там НЕТ!!). Вот и получается «5» у трёх учащихся – таких разных - одинаковая оценка. Но самое обидное и страшное, когда слышишь от кого-то: «У меня по литературе «5», но я ничего не читал, просто не высовывался и вовремя поднимал руку! Так как же оценить ученика?

Может, не ставить оценки вовсе? Без них учить можно, только если не ставить задачу научить. Пока учитель несет ответственность за то, как ребенок освоил материал, пока ему нужно проверять, как идет научение, нужна отметка, вопрос только в том, какой она должна быть. ЕГЭ – ответ на этот вопрос. Оценка должна быть справедливой, заслуженной. Никакие эмоции в расчёт не берутся. А за шикарные ответы – пожалуйста, можно придумать поощрения в виде медалек, грамот, записей в дневнике, благодарственных писем родителям. У меня, например, есть грамота «Венок из лаврушки» за особые творческие заслуги…

13-14 января 2001 года в Будапеште (Венгрия) состоялся семинар, ключевым моментом которого стала презентация профессора Дайаны Хесс «Шесть важнейших принципов оценивания». Итак, вот эти 6 «великих» принципов (в вольном пересказе/переводе):

Первый великий принцип «Важность»: для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты (цели) курса, которые стоит оценивать, поскольку оценивание требует времени, сил и других ресурсов. Кроме того, оценивание способно улучшить сам процесс обучения этим знаниям, умениям/навыкам и ценностям, которые выделены как важный ожидаемый результат. Ученики относятся наиболее серьезно именно к тем сторонам обучения, которые будут оценены. Опытные преподаватели отбирают для оценки во всем курсе немного ожидаемых результатов. Итак, чтобы применить первый принцип оценивания, задайте себе вопросы: «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения/навыки, ценности полезными, применимыми в реальной жизни для человека? Насколько часто они нужны в жизни?»

Второй великий принцип: «Адекватность/Validity»: Как мы можем быть уверены, что отобранный нами результат достигнут? Нужно выбрать точный (адекватный) инструмент оценивания, т.е. упражнение для оценки, которое показало бы нам, что ученики овладели необходимыми знаниями, умениями/навыками, ценностями. Например, если ожидаемый результат был «научить учеников пользоваться правами потребителя», то проверочная работа с заданием «перечислить основные права потребителей» не может являться адекватным инструментом оценки, поскольку знание прав еще не означает умения ими пользоваться. Наверное, для проверки этого результата адекватным упражнением было бы задание «разрешить конкретную проблему, используя различные способы защиты прав потребителей», что позволило бы ученикам самим провести переговоры, написать заявление, жалобу или иск в суд. Итак, задайте себе вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемого учебного результата, овладели нужными знаниями, умениями/навыками, ценностями?»

Третий великий принцип: «Объективность/Reliability»:Оценивание результатов выполнения контрольного упражнения – часто процесс субъективный, относительный. Как сделать так, чтобы разные люди, оценивая одну и ту же (или подобную) работу, могли ставить одинаковые оценки? Объективность (постоянство, надежность, достоверность) достигается путем тщательной разработки очень конкретных критериев оценивания, показывающих уровень работы, который может быть оценен как «отличный», «хороший», «удовлетворительный» или «неудовлетворительный». После того как выработаны эти критерии, появится необходимость создать удобную форму для оценивания работ, которая бы отражала эти критерии (см. примеры форм оценивания ниже). Вопросы: «Какие характеристики должна иметь отличная и хорошая работа (как результат выполнения контрольного упражнения)? А удовлетворительная работа? Неудовлетворительная работа? Понятны ли эти характеристики (критерии) для других преподавателей и для самих оцениваемых? Достаточно ли они точны, однозначны? Как должна выглядеть форма (бланк) для фиксирования оценки по этим критериям?»

Четвертый великий принцип: «Интегрированность»: Если разработать критерии оценивания какого-то упражнения, то окажется, что они являются одновременно правилами выполнения этого упражнения, то есть правилами обучения конкретному знанию, умению/навыку, ценности. Следовательно, если вы хотите оценивать по этим критериям, то прежде нужно научить ими пользоваться. «Несправедливо оценивать то, чему вы не учили», — говорит Дайана Хесс. Оценивание должно быть интегрировано в сам процесс обучения. С другой стороны, само «контрольное» упражнение является ни чем иным, как одним из обучающих упражнений. Оценивание и обучение – это единый процесс (Ким Метлоф). «Включены ли критерии оценивания в процесс обучения? Учу ли я тому же, что и буду оценивать?»

Пятый великий принцип, он же «революционный»: «Открытость/демократичность» — Критерии и стратегия оценивания должны быть сообщены учащимся заранее. Оценивание должно быть открытым. Учащиеся должны знать заранее что и как будет оценено. Проф. Хесс говорит, что этот принцип «был настоящей революцией, он буквально перевернул систему образования в американских школах». Учителя должны были заранее продумать всю систему оценивания, сообщить ее учащимся, что отрезало пути всякого отступления: ученики могли задать все те вопросы, которые помещены здесь под каждым из принципов оценивания. Учителя уже были вынуждены применять все принципы оценивания. В ходе семинара в Будапеште (2001) прозвучали также идеи, обогащающие этот пятый принцип: нужно привлекать самих учеников к разработке критериев и стратегии оценивания, а также к проведению оценивания. Тогда это делает процесс оценивания «своим», демократическим и справедливым для учащихся (но в целом — применение всех этих принципов и делает оценивание справедливым). Итак, «революционный» вопрос: Как и когда я сообщу учащимся «что» и «как» я буду оценивать? Могу ли я вместе с учащимися разработать критерии и стратегию оценивания, а также провести оценивание вместе? Участники семинара познакомились также с различными вариантами форм оценивания, которые предлагали точные критерии оценивания. Эти формы часто казались сложными для понимания и применения. Тогда российско-эстонская команда предложила дополнить «пять великих принципов (один из которых революционный)», еще одним принципом. Так родился…

Шестой, «контрреволюционный» принцип: «Простота (гениальная)»: — Процесс оценивания и сами формы оценки должны быть просты и удобны в применении и пользовании. Можно вводить критерии оценки постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки. Оценивание не должно отпугивать учителей и учащихся.  «Контрреволюционный» вопрос: Достаточно ли прост и доступен процесс оценивания для педагога и учащихся?»

И последнее, моя сестра – также учитель русского языка и литературы – не устаёт повторять: «Детей нужно учить учиться, а не делать всё за них». Вот если научим, то и оценку ставить будет проще. И нам, и ученикам. Заслуженно!


Выходные данные

Хребтищева Е.Ю., учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ №6 города Петровска Саратовской области.

Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня