«Активное гражданство»: стратегия и механизм современной европейской социальной политики

Статья рассматривает изменения парадигмы современной социальной политики, разработку нового концепта современной европейской социальной политики. Вопрос заключается в том, что поставить во главу угла доминирующей социальной модели...

Статья рассматривает изменения парадигмы современной социальной политики, разработку нового концепта современной европейской социальной политики, - исследовательские направления, которые становятся стратегическими с конца 80-х годов ХХ века. Вопрос заключается в том, что поставить во главу угла доминирующей социальной модели - идею социальной включенности, исключенности или нечто среднее? Будет ли она отстаивать идею социальной справедливости для всех, либо предпочтение будет отдано только наиболее нуждающимся, или только наиболее достойным (и как их определить)? Будет ли выбранная модель нацелена на достижение высококачественного уровня жизни или остановится на варианте системы, обеспечивающей исключительно минимальный уровень безопасности? В статье анализируются подходы к решению этих вопросов в современных европейских дискурсах социальной политики.

Перемены на европейском рынке труда в конце XX века, сохранении и постоянный рост безработицы стали своеобразным сигналом проведения реформ на рынке труда, в области социального обеспечения  и социальной защиты.

По мнению Адриана Синфельда, «эти ухудшения в области социальной защиты были вызваны изменением политических целей. Произошло “сужение” и “размывание” целей, что оказало существенное влияние на социально-экономическую защиту населения» (Sinfield, 2005). Актуальным стал вопрос об изменении парадигмы современной социальной политики и обозначился ряд дискурсов,  в рамках которых следовало показать связи между «отдельными проблемами в “окружающей обстановке” и в “общей социальной структуре”» (Mills, 1959). Именно разработка нового концепта современной европейской социальной политики стала стратегическим направлением многих исследователей, которые с конца 80-х годов ХХ века начали предлагать политикам различные варианты решения этой проблемы с целью достижения устойчивого развития общества благосостояния.

Если кратко, то вопрос заключается в том, что поставить во главу угла доминирующей социальной модели - идею социальной включенности, исключенности или нечто среднее? Будет ли она отстаивать идею социальной справедливости для всех, либо предпочтение будет отдано только наиболее нуждающимся, или только наиболее достойным (и как их определить)? Будет ли выбранная модель нацелена на достижение высококачественного уровня жизни или остановится на варианте системы, обеспечивающей исключительно минимальный уровень безопасности? Значимость поиска ответов на эти вопросы, равно как и безотлагательность этих ответов, усиливается сложившейся ситуацией, когда вокруг европейской социальной модели много сомневающихся и, кроме того, существует опасность, связанная с некоторыми политическими нововведениями. (Walker, 2005).

В первой части статьи дается краткий обзор нового понимания социальной политики, в основу которого положено понятие «социального качества». Европа фактически стоит перед выбором. С одной стороны, вариант «неолиберально-вдохновленного» трансантлантического согласия, в котором экономический и – особенно - финансовый интересы определяют суть и форму социальной политики; с другой - идея универсального социального качества. Кажется, что ЕС в настоящее время разрывается между этими двумя альтернативами в поисках компромисса в форме «производительной роли благосостояния». Но пока аналитические работы констатируют отсутствие видения, необходимого для создания европейской модели и превращения ее в стратегически значимую,  включающую в том числе и активность граждан. Тем не менее, приверженцы научной школы социального качества стремятся создать целесообразные для Европы нормативы, которые можно было бы практически использовать и которые ориентированы скорее на качественное гражданство, чем на минимальные стандарты.

Вторая часть статьи посвящена анализу новых форм гражданства и социальной интеграции в европейских странах. Рассматриваются режимы благосостояния с точки зрения двух концепций - гражданственности и ухода, что с необходимостью предполагает использование гендерного анализа.

И, наконец, в третьей части основное внимание сосредоточено на роли политики активизации в современных обществах благосостояния и на том, как идея социально–активного общества реализуется в зависимости от идеологических и институциональных условий каждой страны. В связи с этим возникает еще один важный вопрос: возможно ли говорить о единой европейской социальной модели и может ли такая модель быть эффективной?

В заключении рассматриваются некоторые аспекты возможностей оценки  эффективности управления социальной сферой при условии развития социально-активного общества.

Полный текст статьи см. на информационно-аналитическом портале "SocPolitika.ru".


Выходные данные

Материал подготовлен специально для информационно-аналитического портала "Socpolitika.ru". http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research/document5591.shtml

Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня