А. Коновалов: "Мы предлагаем создавать службы примирения"

"Школьные службы примирения" - российская модель школьной медиации, в течение 10 лет разрабатываемая и внедряемая общественным центром "Судебно-правовая реформа". В своей работе службы примирения опираются на стандарты восстановительной медиации...

О школьных службах примирения и их значении для подростков корреспонденту Агентства социальной информации рассказал руководитель направления Школьные службы примирения общественного центра "Судебно-правовая реформа", председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов Москвы Антон Коновалов.

"Школьные службы примирения" - российская модель школьной медиации, в течение 10 лет разрабатываемая и внедряемая общественным центром "Судебно-правовая реформа". В своей работе службы примирения опираются на стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

В школах возникает немало конфликтных ситуаций (драки, кражи, вымогательство, порча имущества, недопонимание между учителем и учеником, конфликты на почве слухов и т.д.). Подростки часто реагируют на подобные ситуации применением силы или бойкотом, а администрация - вызовом к директору, приглашением родителей, постановкой на учет или направлением в комиссию по делам несовершеннолетних. В лучшем случае происходит формальное примирение. Взрослые говорят, что виноваты в конфликте оба, поэтому все должны помириться и больше друг к другу не подходить.

Эти способы не позволяют детям самим найти решение конфликта и, значит, научиться решать их в будущем. Конфликт, скорее, вытесняется за пределы образовательного процесса, а обида и ненависть не проходят еще несколько лет. Но если подросток не чувствует себя в школе в полной безопасности, он не может сосредоточиться на образовательном процессе, поскольку жизнь превращается в череду стычек и "борьбу за выживание". И осваивает подросток именно те способы реагирования на конфликт, которые демонстрируют ровесники и взрослые на практике (а не на словах).

Школьная служба примирения предлагает участникам конфликта сесть за "стол переговоров", услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно (!) договориться о взаимоприемлемом способе решения конфликтной ситуации. Если подростки самостоятельно принимают решение, то, скорее всего, его выполнят. Поскольку взаимопониманию часто мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник или медиатор. Он подготовит подростков к встрече и поможет организовать конструктивный диалог. Встреча может происходить только при добровольном согласии участников. Если в рамках конфликтной ситуации кому-то был причинен вред, на встрече обязательно обсуждается вопрос о принятии обидчиком ответственности по заглаживанию вреда. То есть ответственность понимается не как понесенное наказание, а самостоятельное исправление всех негативных последствий своего поступка. Примирительная встреча может происходить только при добровольном согласии.

Таким образом, задача службы примирения - невелироватьсиловые (со стороны детей) и административные (со стороны взрослых) реакции на конфликт и, в первую очередь, предложить самим сторонам решить проблему путем переговоров. В школьных службах примирения медиаторами становятся как взрослые, так и школьники, которые помогают ровесникам решать конфликты. Для школьников проведение медиации – возможность волонтерской работы (например, в рамках школьного самоуправления), а также способ научиться решать возникающие конфликты – навык, которого часто недостает в современной жизни. Если школа считает важным не решать конфликты за детей, а помогать им осваивать сложный процесс понимания Другого, развивать способность видеть и решать конфликтные ситуации, проявлять ответственность, поддерживать других, то есть поддерживать у себя восстановительную культуру, мы предлагаем ей создавать службу примирения (подробнее – на сайте www.sprc.ru).

По данным нашего мониторинга, в разных городах России работают 590 школьных служб примирения, которые только за 2010 год провели более 2 тыс. примирительных встреч. Мы рассчитываем на увеличение не только числа служб примирения, но и сторонников восстановительной практики – учеников, учителей, представителей администрации школы, родителей. Кроме того, мы помогаем создавать районные (муниципальные) службы примирения, которые проводят примирительные встречи по делам из судов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (сейчас в России существует 60 муниципальных служб примирения).

Центр "Судебно-правовая реформа" изучает не только международный опыт восстановительного правосудия и медиации (школьная медиация существует в десятках стран), но и российские традиции примирения (некоторые материалы представлены в "Вестнике восстановительной юстиции" N7 и N8 на сайте). На собственном опыте разрабатывает модель примирения, ориентированную на российские реалии.

Он показывает, что далеко не все подростки-правонарушители – "испорченные и криминальные личности", которых необходимо "покарать". Многие хотели бы исправить ситуацию, но не знают как. Далеко не все пострадавшие хотят отомстить – многим важнее возмещение ущерба, уверенность, что подобное не повториться, внутреннее успокоение, возможность высказаться и получить ответы на свои вопросы. Многие участники конфликтов хотят встретиться друг с другом. Служба примирения помогает предоставить людям самим решать свою судьбу, понимать других, проявлять свои лучшие качества. Мы надеемся, что взаимопонимание между учениками, учителями, родителями и администрацией станут главными объектами внимания школы, и восстановительная культура будет широко распространяться в обществе.


Выходные данные

АСИ от 26 июля 2011 года. http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_webpages/D5D0DDEDA456A883C32578D80036DC01Rus

Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня