Мотивация у волонтеров — разная

Все больше граждан России готовы бескорыстно помогать нуждающимся. Что движет этими людьми и как НКО могут привлечь новых добровольцев, об этом рассказывает сотрудник Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора Института психологии РАН Аллы Купрейченко

В России активно развивается добровольческое движение. Все больше граждан готовы бескорыстно помогать нуждающимся. Что движет этими людьми и как НКО могут привлечь новых добровольцев, об этом корреспондент Агентства социальной информации спросил у д.п.н., ведущего научного сотрудника Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора Института психологии РАН Аллы Купрейченко.

Корр.: Что движет альтруистами?

А.К.: Причины у всех разные, спектр мотивов добровольческой активности очень широк. Желание сделать доброе дело может быть обусловлено биологически, ведь каждому человеку свойственно сострадание. Кроме того, альтруистическое поведение может иметь религиозную основу. Людьми руководит любовь к богу, стремление соответствовать замыслу божьему, но также и страх божьего гнева. Еще одна группа духовных мотивов - светского характера, основанные на стремлении к гармонии, порядку, добру, истине, красоте в мире, отношениях и собственной душе. Для раскрытия этих мотивов необходимо развитие духовных потребностей, обучение и включение граждан в творческую и гуманитарную деятельность. Готовность россиян к альтруистичному поведению стимулируют также традиции и социальные нормы. В этом случае людьми управляют стремление к самоуважению и уважению окружающих, стыд, страх общественного порицания и наказания. Нередко альтруистическое поведение имеет прагматичную основу и строится на понимании пользы или вреда, заботе о собственном позитивном имидже.

Кроме того, люди могут,например, искать себя, проверять свои возможности. Некоторые хотят заниматься творчеством или испытывают потребность в общении с другими волонтерами, которые служат своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других (референтая группа). Они также могут заниматься добровольчеством из-за стремления к успеху у противоположного пола.

Корр.: Социологические опросы показывают, что россияне готовы заниматься добровольчеством, но не хотят делать это "через" НКО. Что их пугает?

А.К.: Причин для недоверия НКО много. По мнению некоторых россиян, волонтерская работа может быть прикрытием деятельностикриминальной. Другие опасаются, что их добровольчество может служить чьим-то политическим интересам. Волонтеры боятся оказаться в неприятном окружении (наркоманы, бомжи и пр.). На психологическом уровне их отпугивает отсутствие/недостаток опыта взаимодействия с НКО, незнание своих прав и обязанностей при взаимодействии с некоммерческим сектором. А некоторые опасаются, что подопечные НКО будут вторгаться в их личную жизнь.

Корр.: Посоветуйте организациям, как привлечь добровольцев и правильно рассказать о своей деятельности?

А.К.: На мой взгляд, могут помочь меры, снижающие опасения граждан: полная информация о целях деятельности и организаторах НКО (та самая "прозрачность", о которой так много говорят в последние годы); возможность общественного контроля за деятельностью этих организаций; гарантии безопасности. НКО необходимо внедрять и социальные"бонусы" для волонтеров, например, социальные льготы или помощь при поступлении в вузы или трудоустройстве. И, конечно же, организации должны оказывать медицинскую, социальную и психологическую помощь, которая может понадобиться добровольцам.


Выходные данные

Агентство Социальной Информации, г. Москва. Выпуск от 30 января 2012 года.

Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня