Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления


Фомина Елена Юрьевна 15 ноября 2006 года 12:22

Насилие в школах - это серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться, занимаясь развитием культуры толерантности. Насилие включает физическое, словесное или эмоциональное давление. Задиристость, демонстрация силы, а нередко и прямое её применение считаются обычным делом в процессе взросления детей. Однако все не так просто. Задиристость и демонстрация силы имеют негативные последствия как для жертвы, так и для самого забияки. Исследования показывают, что это явление широко распространено. Но школы могут эффективно этому противостоять.

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас к обсуждению этой темы. Расскажите о том, что Вы делаете для преодоления насилия в своих образовательных учреждениях.

Модератор: Марина Александровна Дорофеева

Школьные службы примирения

26 октября 2007 года 18:29

Добырй день. Неожиданно нашел ваш форум :-) Х
Я готов рассказать о школьных службах примирения, но лучше задавайте вопросы. А если коротко, то центральной является встреча между обидчиком и пострадавшим, на которой они САМИ решают свою конфликтную ситацию и отвечают на вопрос: как сделать, чтобы подобное больше не повторилось. Естественно перед этим они рассказывают, чем была для них эта ситуация, к каким негативным последствиям привела, и постепенно избавляются от негативных чувств и переживаний. В этом им помогает нейтральный посредник - медиатор, который не судит, не расследует, не дает советов, не читает моралей. Его задача - "снизить" эмоции, помочь сторонам взять на себя ответственность за решение ситуации и организовать конструктивный диалог.
В роли такого медиатора часто выступает ученик той же школы, прошедший специальную подготовку.
Школьные службы примирения существуют во многих городах России, весной-летом 2008 года мы собираемся сделать четвертую общую конференцию с приглашением иностранных партнеров.
Пишите.
Антон Коновалов. Центр "Судебно-правовая реформа"
Руководитель направления "Школьные службы примирения"



Re: Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления

Козырева Наталья 29 января 2007 года 07:17

К сожалению, случаи насилия в школе встречаются не так уж редко. И школьные службы примерения действительно могли бы сыграть свою положительную роль: конфликт не будет раздуваться дальше, подростки приобретут опыт ненасильственного решения конфликта.

Что касется детей-инвалидов, которые часто становятся изгоями в классе, так как непохожи на других, то здесь виноваты прежде всего педагоги. Именно от них зависит атмосфера в классе.

Когда мои дети учились в школе, у нас был такой случай. Мальчишки в классе постоянно издевались над одноклассником, у которого было дцп (ноги искривлённые и позвоночник), так учительница это заметила, провела собрание в классе с мальчиками, провела экстренное собание с родителями, каждый родитель провёл беседу со своим ребёнком. Таким образом мы все сообща помогли этому ребёнку учиться и занять равную позицию в классе. С ним стали общаться и ребёнок успешно закончил школу... Я не понимаю того учителя, о котором вы пишите в примере с девочкой.

Кстати, сейчас наоборот идёт тенденция к тому, чтобы вводить инклюзивное образование. У нас в городе есть такие программы, Айрекс в одной из грантовых программ объявил эту проблему. И видимо, всё идёт к тому, что в России, как в других цивилизованных странах, все дети будут обучаться в общеобразовательных школах.

Re: Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления

Фомина Елена Юрьевна 26 января 2007 года 22:48

Здесь вы найдете подробную информацию о школьных службах примирения - http://www.sprc.ru/school.html.

А здесь можно подписаться на лист рассылки о развитии школьных служб примирения и приминении восстановительного подхода (в отличие от административно-карательного) к реагированию на конфликтные ситуации в школе. http://subscribe.ru/catalog/psychology.reconciliation

Re: Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления

Фомина Елена Юрьевна 26 января 2007 года 22:45

"Нужны ли службы примирения в образовательных учреждениях столицы?"
Под таким заголовком в АСИ опубликована статья о насилии в школе и путях его преодоления.

Результаты анкетирования, проведенного Центром "Бастион" среди 500 учителей и 2000 школьников, показали, что "скорее всего проблемы взаимоотношения подростков можно решить, не обращаясь в правоохранительные органы".

Президент общественного Центра "Судебно-правовая реформа" и автор проекта Рустем Маскудов полагает, что школьные службы примирения могут быть одним из новых методов воспитания подростков. При этом подобная форма припятствует стихийному процессу социализации и освоению школьниками насильственных методов построения отношений с окружающими.

Школьные службы примирения также работают в Перми, Лысьве, Волгограде, Томске, пос. Кормовищи (Пермская область), в Урае (Ханты-Мансийский АО), Тюмени и Москве.

Re: Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления

Дорофеева Марина 13 декабря 2006 года 08:10

Инна, спасибо за интересную информацию. Скорее всего, дискриминация и унижение в "тяжелых формах" действительно встречаются очень редко. В Красноярске, в гимназии "Универс" есть курс по выходу из конфликта. Я думаю, очень полезный навык и в будущем детям тоже пригодится. А родителям, наверное, тоже надо проходить какие-то курсы, что-то вроде "Учимся быть родителями".

Re: Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления

Фомина Елена Юрьевна 12 декабря 2006 года 12:34

Инна, интересно, использовали ли вы информацию, полученную в ходе опроса и работы психологов, в дальнейшем?

Re: Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления

Ануфриева Инна 4 декабря 2006 года 10:12

Не так давно в образовательных учреждениях области проводился опрос среди школьников, посвященный проблеме формирования правового пространства школы. Одним из пунктов анекты было (что-то вроде) - "подвергались ли вы насилию... в семье...в школе... в классе?" В анкете не требовалось указать фамилию, имя. Тем не менее никто из школьников не упоминал о случаях насилия или дискриминации. Наши психологи пытались выяснить причину. Кроме указанного выше вопроса в анкете были также выясняющие, как часто на ребенка повышают голос, ругают (в скемье, школе, классе), не обижает ли это. так5 вот, дети отметили, что подобные случаи не вызывают у них чувстов обиды. Кроме того, как показывает анкетирование, наши школьники "никогда не подвергали дискриминации других людей по имущественному, возрастному или иному признаку", не подвергали насилию других. Возможно, что учащиеся отвечали вполне искренне и не пыталсь приукрасить дейсвтительность, просто они и в самом деле не считают свои действия унижающими, оскорблящими, насильственными. поскольку сталкиваются с подоюным в кругу своего общения, испытывают подобное сос стороны людей социально-значимых, следовательно воспринимают это как норамльное явление.

Re: Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления

Дорофеева Марина 29 ноября 2006 года 12:37

Если проблема (запугивание или насмешки) не признается коллективом и не предпринимается никаких действий для улучшений ситуации, то хорошо эта ситуация не разрешится. Будем надеяться, что у этой девочки все будет хорошо, и она сможет реализовать свои способности в доме творчества. А некоторые педагоги , действительно, не адекватно воспринимают некоторые явления нашей жизни. Им проще закрыть глаза или сказать, что проблемы должны решаться в семье. Эту тему уже затронули на обсуждении профилактики СПИДа.

Re: Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления

Кудашова Елена 24 ноября 2006 года 05:35

иногда даже происходят случаи скажем так не насилия, а унижения. у меня знакомая девочка учится в школе для деточек с инвалидностью. у неё дислексия и какие-то нарушения в области неврологии - т.е. она достаточно медлительна и мнительна! ЗАТО РЕБЁНОК!!!! ЗАПОМИНАЕТ СТИХОТВОРЕНИЯ С ФЕНОМИНАЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ, ДА И НА СЦЕНЕ СЕБЯ ОЩУЩАЕТ КАК ДОМА, ХОДИТ В ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ. а училка(есть учителя, а есть училки!) унижает её перед классом из-за того что она медлительна. ребёнок учиться в 3 классе, со слезами приходит из школы1 мама пробовала как-то решить проблему с учителем и с директором, но никакого эффекта, поэтому приходиться искать лазейки чтобы перевести ребёнка на надомное обучение(тогда Иришка потеряет возможность выступать на сцене и общаться со сверстниками) или заниматься по индивидуальной программе.
а доучиться осталось всего то до конца года!

Re: Насилие в школах: формы проявления и пути преодоления

Дорофеева Марина 17 ноября 2006 года 12:31

У нас тоже средства массовой информации сообщают иногда о существовании подобных проблем. Два месяца назад по первому каналу показывали передачу на эту тему. Были рассказаны случаи троих ребят, кому-то пришлось поменять школу, кто-то подал на школу исковое заявление. Но что примечательно: ни в одной из школ администрация не призналась в существовании этой проблемы. Может, действительно, для наших школ этот вопрос не актуален? Уважаемые коллеги, тогда напишите нам, пожалуйста, что насилия в наших школах нет и не будет, и мы приступим к обсуждению других вопросов.
Надежда, Вам спасибо за вопросы. У меня есть информация, как школы справляются с проблемой запугивания, просто хотелось услышать сначала ответы практиков. Скоро, я думаю, у нас будет возможность обсудить эффективные пути преодоления насилия в школах.


Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня