Демократизация школы - возможно ли это?


Ерастова Евгения Ивановна 4 июня 2006 года 19:01

Автор: Наталья Козырева.
Советская школа строилась на принципах авторитаризма, это отвечало потребностям общества. Государству нужны были хорошие исполнители, "винтики", преследовались творчество, неординарность мышления...
Школа была моделью общества.
Сегодня мы живём в другом государстве. Капитализм правит миром. Мы идём по пути, который прошли другие страны в течение нескольких столетий. Нашему новому государству и 10 лет нет. Весь мир последовательно пришёл к демократическим преобразованиям в рамках капиталистического строя. Мы же одним махом оказались в этом строе. Но... оказалось, что власть (государственный строй) изменить легко (обошлось без кровопролитий и революций), но люди - то остались те же. Чтобы изменить менталитет (что это такое?), потребуется не одно поколение. И поэтому, естественны те искажения, которые мы видим вокруг. Вместо демократии - анархия, беззаконие и вседозволенность. И недовольство пожилых людей к тому, что происходит, они ругают демократию, хотя никто не понимает сущность "демократии"(а что это, в самом деле?). Хотя на самом деле "демократия" здесь не при чём. Бесполезно задавать вопрос "Кто виноват?" А вот вопрос "Что делать?" очень даже уместный. Кто сегодня сможет повлиять на эту ситуацию, кто сможет изменить сознание людей и взрастить ростки настоящей демократии?
Только школа!!!
Если в школе будет последовательно внедряться демократическая модель во всех сферах: управлении, обучении, воспитании, взаимоотношениях, то через несколько поколений мы будем жить в демократическом обществе. Школа- это модель общества. Если ребёнок с 7 -10 лет научиться жить по демократическим принципам (а какие они?), он перенесёт это в свою взрослую жизнь.
Именно на школу сегодня должна быть возложена миссия постепенного преобразования общества. Но кто способен сформировать такой заказ школе?

Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Насонова Елена 7 июня 2006 года 12:37

Наталья, хороший вопрос для обсуждения! Но однозначный ответ на него дать довольно сложно. Хотелось бы ответить на него: "Да, конечно!", но не все так просто. Совершенно согласна в отношении Ваших рассуждений об авторитаризме, менталитете (в подтверждение этого хочется привести фразу одного из директоров школ Республики Хакасия: "В обществе, много лет бывшем "ведомым", сложно говорить о демократических преобразованиях, для школьных коллективов с авторитарной системой управления это вовсе неприемлемо...") Но не все так пессимистично. И здесь я вновь соглашусь, что школа играет ведущую роль в формировании демократической культуры и ценностей, именно она способна создать новый тип гражданина с активной жизненной позицией, который будет способен изменить жизнь (и общество) к лучшему. Вы абсолютно правы, что этот результат долгосрочный и не одно поколение сменится, прежде чем он будет достигнут. Но нужны ли такие активные граждане существующему сегодня обществу?! Это я к тому, что и общество, в свою очередь, должно быть готово принять такого гражданина, оно должно быть реально развитым гражданским (а не числиться номинально таковым). Одних только сил школы недостаточно, чтобы трансформировать имеющееся общество в гражданское. Кроме этого, хочется сказать, что не стоит только на школу возлагать деятельность в области демократических преобразований, важно, чтобы и семья способствовала этому. На правильном пути те школы, где учителя и родители - союзники в этом деле и действуют совместно. Замечательно, когда родители включены в систему школьного управления (опять же, как реально работающий орган, а не номинально числящийся), ведут факультативы и кружки, помогают организовывать внеклассные и внешкольные мероприятия. Честь и хвала тем общеобразовательным учреждениям, где выстроены демократические отношения между всеми участниками образовательного процесса, где ребенок может реализоваться как личность, успешная во всех отношениях, где интересно не только на внеклассных досуговых мероприятиях, но и на уроках, где школа является центром развития окружающего сообщества!.. Именно такие школы способствуют позитивным преобразованиям общества. И я, возвращаясь к Вашему вопросу, хочу дать следующий ответ: "Да, в общественно-активных школах демократизация не только возможна, она реальна!"

Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Козырева Наталья 7 июня 2006 года 19:50

Елена, я согласна с Вашим рассуждениями. Общественно активная школа с её технологиями активного включения детей и родителей в управление школой, в преобразования в местном сообществе способна решить эту задачу. Я хочу ответить на Ваш вопрос: "нужны ли такие активные граждане существующему сегодня обществу?!". Я точно могу сказать, что сегодня нужны активные люди в бизнесе. В прошлом году, когда мы проводили конференцию "Социально ответственный бизнес", мы много общались с бизнесменами. Многие из них говорили о том, что сегодня им не нужны просто грамотные, образованные специалисты. Конкуренция ужесточается и им нужны активные творческие личности, чтобы специалисты были не просто хорошими исполнителями, они должны идти на шаг вперёд, должны посточнно продумывать инновации... Кто воспитает такого человека? Институт? Может быть, да, а , скорее всего нет. Именно школа способна воспитать социально активную личность. И опять возвращаюсь к нашей модели ОАШ: здесь это как раз возможно.

Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Козырева Наталья 7 июня 2006 года 19:59

Что же касается органов власти, то здесь как раз есть проблемы: всё настолько консервативно и забюрократизировано. .. Вот если нам продумать механизмы, как подерживать инновации в социальной сфере, в управленческой сфере, как поддерживать инициативы на уровне муниципального управления. Ведь если общественную инициативу поддерживать и развивать, оказывать помощь в реализации, то общество будет развиваться и социально активные люди будут востребованы, так как они смогут себя реализовать. Нужно отрабатывать такие механизмы и закреплять их нормативно - правовыми актами. Иначе .... я понимаю ваше беспокойство. Мы вырастим огромную армию социальноактивных людей, которые не смогут себя реализовать в обществе, мы им только навредим...

Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Сидорова Юля 10 июня 2006 года 18:21

Я думаю, что демократизация школы - серьёзная проблема, которая потребует для её внедрения не один год. Многие школы создали различные Советы школ, ученические советы, Школьная Республика,... которые практически выполняют формальную роль. На стенде висят красиво оформленные бумажки и не более. Если эти Советы не несут конкретно никаких обязанностей, не разделяют ответственности в управленческих функциях школы, то это мёртвые органы.

Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Насонова Елена 13 июня 2006 года 09:35

Верно, Юлия, мы с Натальей уже писали насчет того, что демократизация довольно временно- и трудозатратный процесс, и мгновенного результата быть не может. Абсолютно с Вами согласна, что номинально созданные органы реально работать не будут. Но демократизация - понятие довольно широкое и не включает в себя только создание демократичных структур управления. Это лишь один из ее элементов. Процесс демократизации должен затрагивать также урок и внеурочную деятельность, отношения между всеми участниками образовательного процесса и т.д.

Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Редюхин Владислав Иванович 13 июня 2006 года 12:52

>>>>Процесс демократизации должен затрагивать также урок и внеурочную деятельность, отношения между всеми участниками образовательного процесса и т.д.

Полностью согласен. Если продолжать список "затрагиваемых" демократизацией областей от школы дальше,то резонно возникнет вопрос, а что есть"демократизация" самого движения АОШ, в чем она проявляется, и в каких формах в движении и в сообщества ОАШ закрепляется.

А если еще далльше, - то что такое "демократизация управления" - не только школами, но и ресурсными центрами ОАШ?

Как отражается "демократизация" в организации одной из важных функций управления - "оценивании"? Что такое "сетевое оценивание"? Об этом можно поговорить на соседней ветке про "оценивание"...

Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Насонова Елена 14 июня 2006 года 06:36

Владислав Иванович, отвечая на Ваш вопрос, что есть демократизация ОАШ, рекомендую прочесть книгу "Демократизация школы", она есть на нашем сайте http://www.kccp.ru в разделе "Электронная библиотека", наряду с другими публикациями. Зарегистрировавшись, Вы можете ее скачать и ознакомиться с опытом ОАШ разных регионов в области демократизации.


Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Редюхин Владислав Иванович 1 июля 2006 года 00:26

Уважаемая Елена, хоть возможно поздновато, но я последовал Вашей рекомендации:
>>>Владислав Иванович, отвечая на Ваш вопрос, что есть демократизация ОАШ, рекомендую...

И еще раз убедился насколько Вы правы:
>>>>Но демократизация - понятие довольно широкое и не включает в себя только создание демократичных структур управления. Это лишь один из ее элементов.

Из чтения я однозначно понял только одно - без ЖЕЛАНИЯ самого человека (хоть учителя, хоть ребенка в школе) любая демократизация превращается в назидание, насаждение и принуждение к повиновению "демократическому централизму". Это уже было... В КПСС... И много ранее...

А что до желаний... У Гете всезнающий Мефистофель просвещает недообразованного Фауста: "На свете есть всего лишь три желанья - собственность, власть и преобладанье".

На Ваш взгляд, Елена, это как-то связано с движением ОАШ?

Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Базарова Наташа 10 июля 2006 года 12:29

Демократизация в школе возможна, и даже есть потребность нашего времени, чтобы наши школы стали более демократичными, потому что человеческий потенциал сейчас требует изменений во всем.

Re: Демократизация школы - возможно ли это?

Базарова Наташа 10 июля 2006 года 12:29

Демократизация в школе возможна, и даже есть потребность нашего времени, чтобы наши школы стали более демократичными, потому что человеческий потенциал сейчас требует изменений во всем.


Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня