Казарновский: учитель должен делать каждый урок интересным

Школьное образование должно быть контекстным – так ребенок учится воспринимать жизнь цельно.

Школьное образование должно быть контекстным – так ребенок учится воспринимать жизнь цельно. Какой педагог может этому научить – об этом в интервью РИА Новости рассуждает директор Центра образования №686 «Класс-Центр», заслуженный учитель России Сергей Казарновский.

- Сергей Зиновьевич, в вашем Центре уже давно практикуется контекстное обучение. Чем отличается способ проведения занятий по такой технологии?

- Контекстное обучение не является чем-то кардинально новым. Главное – показать ребенку, что в человеческой культуре все взаимосвязано. Допустим, урок истории, понятие катастрофы в античности: извержение вулкана Этна – экологическая катастрофа, развал первой афинской республики – социально-политическая и так далее. А в древнегреческой трагедии катастрофой назывался поворот хора на 180 градусов, сопровождавшийся криком и шумом – это определенный поворот в жизни.

Или урок химии: композитные материалы (растворы и смеси). Композицией занимаются художники – сопоставляя разные части и их соотношение в пространстве, музыканты – сопоставляя разные звуки, режиссеры – в театре (это называется построением мизансцены). А на химии при смешивании одного, другого, третьего получается новое качество и новые свойства – та же композиторская работа. Объясняя все это, учитель вводит учащихся в контекст конкретной проблемы.

- Какая подготовка нужна педагогу, чтобы так «объемно» вести урок?

- Педагог должен знать, что изучают дети на других предметах, что происходит во времени – и уметь найти связи между своей темой и другими областями жизни. Обучение должно быть осмысленным – это важно для мотивации школьников. Некоторые говорят: «Мы что, клоуны?» – да, вы должны быть интересными.

У нас действует система совместных уроков, семинары для учителей – их проводят специалисты из РГГУ, МГУ, обладающие знаниями в области культурологии, социологии, пониманием школы изнутри. Каждый предметник должен провести хотя бы один совместный урок в год; они записываются на видео и анализируются.

К сожалению, педагогика – одна из самых консервативных профессий. Учителя, привыкшие работать по одной методике, тяжело переходят к другой.

- Как вы определяете, сможет ли педагог использовать в своей работе контекстные технологии, сумеет ли он вписаться в вашу систему?

- Школа – очень семейное дело: многие взаимоотношения прописаны неформально, и они либо устраивают людей, либо не устраивают. Сначала с учителем встречается психолог, затем – я, другие специалисты, и мы смотрим, насколько тот мобилен, подвижен, насколько широк круг его образования.

Во Франции каждый год проходит «Выставка образования Европы», где посетители могут проконсультироваться со специалистами по профориентации. Однажды я присутствовал при разговоре с мальчиком: его спрашивали, какие предметы он изучает в школе, сколько времени тратит на подготовку к ним и чем думает заниматься во взрослой жизни. Он ответил: «Буду педагогом начальных классов либо психологом». Но ему возразили: нет, педагог должен знать и искусство, и культуру, и спорт, и многое другое. А у нас учителя начальной школы только недавно стали получать высшее образование, и до сих пор те, у кого его нет, учатся заочно, на 90% формально – скажу как свидетель этого дела.

С другой стороны, я тоже изначально получал не педагогическое, а инженерное образование – первые 8 лет работал на заводах стройматериалов, потом занимался режиссурой. Поэтому я хорошо понимаю сейчас, что за люди должны прийти. В очередь они не выстраиваются, и поэтому очень важно готовить их, учить, как можно разговаривать с детьми.

- Требуется ли педагогу, работающему по такой методике, музыкальное или художественное образование?

- Каждому человеку необходимо иметь хотя бы какие-то знания в области культуры. Дмитрий Кабалевский, известный советский композитор и педагог, в свое время много писал о роли музыкально-эстетического воспитания – полжизни потратил на то, чтобы очеловечить наше образование, но затем его идеи были забыты.

Кстати, о контексте – когда я строил школу в 1992 году, она уже тогда была приспособлена для детей-инвалидов: в ней есть пандусы, лифты, специальные туалеты. Более того, у нас работает педагог, которой тоже требуются такие условия. В этом году прошел конкурс «Учитель года», финал в Москве, и она давала публичный урок по сценической речи, сидя в инвалидной коляске.

Каждый год 1 июня у нас проходит праздник, где «перемешаны» все дети. Идея создания среды для людей с разными физическими возможностями – это тоже «контекст»: мир очень сложен, в нем живут разные люди, и надо научиться жить с непохожими на себя.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости


Комментарии

Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня