Патриотизм и космополитизм: два полюса одной проблемы
- Источник: Вести образования
- 30 апреля 2014 года Кто добавил: Фомина Елена Юрьевна Просмотров: 732
- Темы: Технологии управления
- Регионы: Россия
Владимир Бацын: "Хотел бы сразу обозначить свою позицию: для меня в предельном смысле оба эти понятия – патриотизм и космополитизм – принадлежат к общему синонимическому ряду, поскольку обозначают одно и то же: «любовь к отечеству». Только в первом случае под отечеством понимается родная земля, а во втором – родная Земля. При этом я прекрасно сознаю, что многие не согласятся с такой трактовкой. И замечательно. Давайте вместе попробуем освободить эти прекрасные древние слова от некогда злободневных политических обременений"
Патриотические приключения земляка
Привычный вид (с суффиксом «-изм») слово «патриотизм» приобрело во Франции в эпоху «короля-солнца» Людовика XIV, когда средневековая латынь активно приспосабливалась для использования в бурно обогащаемой научной и политической терминологии нового времени. Но исторически слово patriot не было латинским. Римляне позаимствовали его из языка завоеванной Греции, где патриотами (от корня pater – отец) назывались люди, принадлежащие к одной соседской общине и продолжающие жить на «земле отцов». В этом смысле понятие «патриот» толковалось просто как «земляк», «соотечественник» и нынешнего значения «любви к родине» не имело.
Но случилось так, что именно от того же корня pater римляне образовали имя своего национального верховного бога – Юпитера (Juppiter, первоначально JovisPater, в переводе «помогающий отец»). И спустя несколько столетий, когда дело дошло до обожествления императора Августа, ему был присвоен титул, символизирующий соединение земной власти верховного властителя с божественной властью Юпитера. Не смутившись тавтологией, римский сенат предложил формулу PaterPatriae – Отец Отечества.
Здесь, кстати, очень уместно вспомнить термин «патернализм», который порожден именно тогдашней практикой – за счет казны фактически содержать всех имеющих статус римского гражданина. В ответ на предоставление «хлеба и зрелищ» такой «настоящий римлянин» должен был прославлять своего императора и возглавляемое им государство и испытывать чувство законной гордости своей принадлежностью к величию Римской империи. Так вполне нейтральный греческий «патриот родительского надела» превратился на римской почве в «патриота империи», а прежняя тихая, глубоко личная любовь к отеческой земле оттеснилась публично выражаемым восторгом «государственного патриотизма».