Учись или умри: какие навыки вам понадобятся через 15 лет

Одиннадцать soft skills, которые позволят выжить в меняющейся экономике. И двадцать пять новых профессий, овладев которыми, вы преуспеете.

Развитие киберфизических систем стремительно меняет экономику: уже в ближайшие годы работы ряд профессиональных функций возьмут на себя роботы. А какие навыки, напротив, станут наиболее важными и востребованными?

В мае 2012 года Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив запустили масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030». Его результаты собраны в «Атласе новых профессий», который периодически обновляется и представлен в формате книги и специализированного сайта. Это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15 лет. Его задача — помочь понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. О том, как подготовиться к грядущим переменах на рынке труда, Executive.ru побеседовал с руководителем проекта «Атлас новых профессий» Дмитрием Судаковым.

Executive.ru: У представителей каких специальностей в ближайшие годы точно не будет проблем с трудоустройством?

Дмитрий Судаков: Во-первых, это инженеры. Начиная от системного мышления, которое свойственно людям этой профессии, и заканчивая созданием и управлением сложными системами, — эти компетенции будут востребованы и в России, и в других странах мира. Но в России — сильнее.

Вторая сфера повышенного спроса — IT. Здесь фокус востребованности уже смещается от обычных кодеров в плоскость высокоуровневых компетенций. Речь идет опять-таки о создании и управлении архитектурами сложных систем.

И третья профессиональная группа — специалисты по биомедицинским технологиям. Сейчас это одна из самых инновационных сфер: вовсю идет персонализация медицины, исследователи все активнее пытаются редактировать человеческий геном, создают новые лекарства. В этой области нам предстоит увидеть очень много прорывов, поэтому спрос на соответствующих специалистов будет только расти.

Executive.ru: Вы согласны с термином «четвертая промышленная революция», который сейчас все чаще используют?

Д.С.: Мы, несомненно, живем на неком переломе, сравнимом появлением IT, электроники или паровых машин. В этом смысле — да, нас ждет промышленная революция, развитие киберфизических систем перестроит часть экономики. По-видимому, эта экономика будет менее человекоемка: чтобы обслуживать умные заводы, понадобится совсем мало рабочих с очень высоким уровнем компетенций. Но что делать остальным, которые в этот круг избранных не войдут?

Например, в Эфиопии автоматизация поставит под угрозу 85% рабочих мест, в России — две трети, в США — 47%. Это огромные цифры, и это серьезные вызовы, которые стоят перед экономикой прямо сейчас. Если раньше, например, работников бухгалтерии ожидал рост компетенций (сначала они осваивали гроссбухи, затем — компьютеры), то теперь мы понимаем: с развитием технологий этих специалистов как таковых понадобится в десять раз меньше. И выживет тот, кто будет больше вкладывать в себя: учиться, развивать свои навыки. Тем, кто остановится в работе над собой, будет сложно найти себя в мире будущего.

Executive.ru: Если страна потеряет две трети рабочих мест, это может закончиться не имеющей аналогов социальной депрессией.

Д.С.: Мы говорим о рабочих местах, которые есть на сегодняшний день. Такие процессы происходили и раньше. И люди к ним приспосабливались. Например, когда в XX веке человечество пересело с конной повозки на автомобиль, стали не нужны кузнецы, которые подковывали лошадей. Конечно, кто-то умер, кто-то запил, а кто-то стал автомехаником или нашел себя в другой сфере.

Что будет происходить после того, как люди автоматизирют все, что возможно автоматизировать? Они сконцентрируются на отношениях с другими людьми, будут реализовываться в сферах, где пока невозможно поручить работу и коммуникации роботами. Например, женщины не готовы стричься у робота-парикмахера: это для них во многом психотерапевтический процесс.

Executive.ru: Если говорить не о глобальных переменах, а о ежедневных делах — что уже сейчас нужно делать обычным работникам? Массово учиться программировать?

Д.С.: Вообще программирование — штука полезная для всех. Я не шучу: знать эти методы важно не для того, чтобы писать компьютерные программы, а чтобы поставить алгоритмическое мышление. Например, моя жена-журналист, гуманитарий до мозга костей, захотела научиться программированию, чтобы точно ставить задачи программистам, с которыми она работает. С этой точки зрения, владеть основами программирования для успешной карьеры, действительно, необходимо.

Нужно также смотреть на смежные отрасли, которые соприкасаются с вашей сферой. Узкие специалисты будут все менее и менее востребованы. К примеру, на одном из круглых столов мы с Аленой Владимирской обсуждали, что на российском рынке труда очень много программистов и юристов. А найти программиста, который понимает в юриспруденции — нереально, таких всего пять человек.

Чтобы подготовиться к четвертой промышленной революции, каждый должен спросить себя: «Что я умею, и в какой еще сфере я эти умения могу применить?». Но тут может встать другая проблема: люди плохо понимают, что они на самом деле умеют. «Промышленная революция 4.0» — это, в том числе, и смещение фокуса на познание человека. Ведь не случайно, что в условном «завтра» самыми популярными направлениями деятельности станут фармакология, биотехнологии и медицина.

 подробнее


Комментарии

Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня